Курсы валют
на 21.03.2020Курс доллара США
Курс евро
Биржевой курс доллара США
Биржевой курс евро

Все валюты

Сегодня суббота, 04.04.2020: публикаций: 3775
Ваше мнение
Как пандемия коронавируса сейчас реально отражается на бизнесе или виде экономической деятельности которые вы ведете или которых касаетесь?
 Существенно негативно
 Скорее негативно
 Пока никак
 Скорее позитивно
 Существенно позитивно
Предложите опрос
Аналитика. Опубликовано 06.09.2019 10:09  Просмотров всего: 2831; сегодня: 4.

Госзакупки для малого бизнеса: источник дохода или легкий путь в РНП?

Госзакупки для малого бизнеса: источник дохода или легкий путь в РНП?

По данным Единой информационной системы (ЕИС) в 2018 году в РФ объем госзакупок в соответствии с 44-ФЗ «О контрактной системе» вырос до 6,79 трлн рублей. Для малого и среднего бизнеса система госзакупок – это возможности иметь стабильного заказчика, расширить географию продаж, повысить свой статус. Стать поставщиком товаров и услуг для государственной компании могут как опытные игроки рынка, так и начинающие предприниматели. Однако, прежде чем начать теснить опытных игроков, чьи бизнес-процессы уже отстроены для участия в торгах, новичкам же следует научиться разбираться в тонкостях законодательства и оценивать риски.

Жизнь предпринимателя состоит из целей. И те цели, что уже достигнуты, становятся опорой и отправной точкой для дальнейшего движения вперед. Наличие опыта и успеха в исполнении коммерческих контрактов рано или поздно заставляет обратить внимание на рынок конкурсных закупок с участием государства. И вот желание участвовать в госзакупках уже созрело и оформилось: определены основные тендерные площадки, в наличии электронная-цифровая подпись (ЭЦП), найдены интересующие закупки и изучены их условия. Галочки готовности этапов в чек-листе проставлены, и принято принципиальное решение: «Компания готова к заключению и реализации контрактов для государственных заказчиков в новых для себя условиях». Многие упускают из вида, но ключевое слово в данной ситуации – это новые условия. Философия рыночных отношений научила предпринимателей любого ранга тщательно оценивать риски при выходе на новые рынки или запуске новых продуктов. Но почему-то упускается из вида, что для новичков конкурсной системы, госзакупки - это тоже новый рынок. Рынок, безусловно, интересный, со своими правилами игры, с большими возможностями, а значит, - и с рисками. Этот рынок внимателен к мелочам, не все предпринимательские обстоятельства берет в расчет и не прощает ошибок. А чтобы обезопасить участников закупочных процедур от недобросовестной конкуренции и предотвратить злоупотребления в системе, в системе было предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков (РНП).

В системе госзакупок РНП задумывался и создавался, как специальный санкционный инструмент. Он карает за допущенное нарушение в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Инструмент РНП – полезный, но практики все же отмечают недостатки законодательного регулирования.

Так, мало кто из новичков рынка госзакупок представляет, что получить «ярлык» - «Участник закупки из реестра недобросовестных поставщиков» можно, практически, на «ровном месте». Совсем необязательно, чтобы были установлены существенные нарушения при исполнении контракта (договора) с вашей организацией, и они привели бы к печальным последствиям: к расторжению контракта (договора) по решению суда или отказу заказчика в одностороннем порядке работать с вами. Оказывается, есть более «легкий путь»! Вашу организацию могут внести в реестр недобросовестных поставщиков, как организацию, уклонившуюся от заключения контракта. Эта формулировка применима для участников – победителей аукциона. Как для тех, у кого отсутствовали реальные намерения заключить и исполнить контракт, так и тех, кто попал под один из пунктов «Правила 4Н» (назовем его так): в срок не представлены 1) «Надлежащая информация»; 2) «Надлежащее обеспечение Тендерной процедуры»; 3) «Надлежавшим образом подписанный контракт» 4) Для коммуникаций Вы не использовали в полном объеме «Надлежащее место для уточнения и передачи информации». Как вы уже поняли, для открывателей рынка госзакупок законы 44-ФЗ и 223-ФЗ должны стать «настольной книгой», при этом, каждое действие многих регламентов необходимо сверять с «Правилом 4Н». Любое невнимание к деталям карается сурово. Достаточно только одного факта нарушения, - и вот ваша организация уже в одном ряду со «злостными» и «недобросовестными». А доказывать всем, что у вас – победителя конкурсной закупки намерения были праведными и без злого умысла, придется уже, к сожалению, в суде. Только какое решение вынесет суд? Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда № 13АП-2095/2015 указано, что одна из причин внесения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков — это неосмотрительность и непринятие участником надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий. Все понятно? И теперь, у вас есть два года для работы над ошибками. В открытых источниках достаточно информации как о самом реестре недобросовестных поставщиков, так и о причинах, последствиях, арбитражной практике и прочих важных деталях. Только сложно найти ответ на вопрос: «А что делать компании эти два года? Ведь рынок госзакупок временно для нее закрыт, а стоять на месте нельзя. Как ей жить и развиваться эти два года?». Поэтому и рассказываем о нашем опыте: как мы поплатились за свою неосмотрительность, и какие выходы изыскали.

«Не было бы счастья, да несчастье помогло». Эта народная мудрость, как нельзя точно описывает ситуацию, в которую попала отечественная производственно-инжиниринговая компания. Да не просто среднестатистическая компания, а с признанным опытом работы и лидирующими позициями в сегменте переработки и утилизации отходов. Это о компании «Биокомплекс», которую при первой же попытке стать исполнителем для государственного заказчика отправили в реестр недобросовестных поставщиков. Уже год наш Юридический департамент ходит в суды, как на работу, и доказывает, что в наших действиях не было признаков недобросовестности. Заказчик нам представил проект контракта, который не содержал приложение №5, определяющее предмет контракта, о чем был составлен протокол разногласий. А наше ответственное лицо всего лишь допустило техническую ошибку – вместо того чтобы направить протокол разногласий через оператора электронной площадки, мы направили протокол разногласий заказчику напрямую по электронной почте. И вот результат: «Биокомплекс» - эксперт и гуру в своем сегменте, но новичок среди государственных закупок, не став исполнителем государственного контракта с начальной максимальной суммой контракта 1155800 рублей, без фактического урона и потерпевших, в установленный регламентом срок пополнил реестр недобросовестных поставщиков. Печально. Но, как сказать! Эта ситуация не выбила компанию из колеи, а заставила менеджмент пересмотреть стратегию продаж и внести в нее корректировки. План сработал, и через, относительно короткий промежуток времени, был виден не только первый положительный результат, но стабильные перспективы.

Но, давайте по порядку. В свое время компания «Биокомплекс», оценив свои возможности и опыт, посчитала, что может развивать продажи на рынке госуслуг. Однако, "неожиданное членство" в РНП заставило компанию направить свой потенциал на развитие проектно-конструкторского департамента, оснащение производственной базы и совершенствованию сервисных услуг. Результаты маркетинговых исследований компании показывают, что все чаще «стандартные отраслевые решения» проигрывают на рынке «комплексному и индивидуальному подходу». Для заказчиков сейчас более ценно не подгонять в спешном порядке «под себя» стандартное оборудование, теряя ценное время, а получать уже готовое решение своей задачи с максимальным уровнем проработки инженерно-технической составляющей. Все это требует от исполнителя, как досконального знания технических возможностей существующих стандартных продуктов, так и высокого конструкторского и производственного потенциала. Фокус на процессах цепочки «НИОКР + производство + сервис» позволяет коллективу компании сохранять лояльность существующих коммерческих заказчиков и усиливать свое присутствие в сегментах «Шланговые системы», «Орошение», «Цеха разделения и Сепарация».

Пройдет два года, и «Биокомплекс» снова получит возможность вернуться в систему, в которой в качестве заказчика выступают госкомпании. И поверьте, что решение продолжить работу в сегменте обращения государственных денег будет крайне взвешенным.


Ньюсмейкер: Компания "Биокомплекс"
Сайт: biokompleks.ru
Вы можете направить ньюсмейкеру обращение, комментарий, заявку:
Имя:
Электронная почта:
Телефон:
Код с картинки: 

 
Поделиться: